ВАЗ-1111, 2108…2110
Владельцы “самар” порой сталкиваются с загадочным явлением – вполне исправный
стартер не желает вращать двигатель. Попытки “прикурить” от аккумулятора соседа
ничего не меняют. Поиск дефекта затрудняет конструктивная особенность узла. Дело
в том, что картер сцепления – неотъемлемая часть стартера. Именно в нем
расположен один из двух подшипников скольжения, в которых вращается якорь. В
момент пуска двигателя между шестерней “бендикса” и венцом маховика возникает
радиальная отталкивающая сила. Значительная часть этой нагрузки приходится на
передний подшипник. В результате его отверстие постепенно приобретает форму
эллипса, большая ось которого совпадает с направлением радиальной силы. Когда
износ становится критическим, ротор начинает задевать за статор, препятствуя
вращению вала. Стартер, снятый для осмотра, при этом выглядит весьма пристойно:
ведь основной виновник остался в картере. Чтобы его увидеть, достаточно
заглянуть в освободившееся отверстие. Если предположения подтвердились,
подшипник придется менять.
Для работы понадобятся: ключи “на 8” и “на 13”, пассатижи, паяльник, медная
выколотка, молоток, а также подходящие метчик и развертка.
|
|
Бронзографитовую втулку – передний подшипник
стартера – легко приобрести в магазине автозапчастей. |
Не перепутайте, задний подшипник выглядит
иначе. |
|
|
Во избежание короткого замыкания снимаем с
батареи “минусовую” клемму. |
Отсоединяем от стартера силовой и
управляющий провода. |
|
|
Снизу автомобиля снимаем грязезащитный
щиток. |
Ключом “на 13” отворачиваем три гайки
(встречаются также и болты)… |
|
|
…и снимаем стартер с двигателя. |
А это тот самый изношенный
подшипник. |
|
|
Извлечь его удобно, ввернув метчик
подходящего размера. |
Случается, что новая втулка входит в
отверстие слишком свободно. Тогда ее придется облудить, увеличив тем самым
наружный диаметр. |
|
|
Запрессовываем ее на место молотком через
выколотку из мягкого металла. |
Если носок стартера не входит в новый
подшипник, его отверстие нужно немного
развернуть. |
Всю остальную сборку проводим в обратной последовательности. Вновь
установленную бронзографитовую втулку предварительно смазываем моторным маслом.
Подобная неприятность может случиться и на “Оке”, но из-за иной конфигурации
картера сцепления сделать ремонт, не сняв его с автомобиля, вряд ли удастся.